Свёртыш (kladun) wrote,
Свёртыш
kladun

Category:

теорема о справедливости


Поговорим немножко о справедливости.

1) Что справедливо с позиции человека, только что рождённого, младенца? Очевидно, полное равенство возможностей для всех рождённых – когда нет такого, что один родился герцогом и сразу автоматически на всю жизнь в шоколаде, а другой родился крепостным крестьянином – и дальше хоть разбейся в лепёшку, а вылезти из своей подлой страты так и не сможешь, будь ты хоть всеми статями вдвое лучше помянутого герцога. Пусть стартовые условия у всех будут одинаковые и условия на дистанции тоже – вот так справедливо. С позиции младенца.

2) А что справедливо с позиции человека взрослого, который пожил и, не исключено, кое-чего добился, честно приложивши для этого известное количество трудов и стараний? Он желает позаботиться о своих детях. Желает им максимально помочь, максимально облегчить им путь к успеху и дать им необходимый ресурс для развития и старта, чтобы они не тратили на его накопление годы жизни, как в своё время это был вынужден делать он сам. Оплатить лучшее образование плюс обучить ещё и собственной премудрости, которой не обучит больше никто. Пристроить к делу или выдать денег на собственное. Поначалу ненавязчиво опекать – пока не привыкнет. Родитель имеет на это право и это справедливо. С позиции родителя.

Однако первая справедливость очевидным образом входит в прямое противоречие со второй. И то, и другое – несомненно справедливо, но друг с другом они ужиться не могут. Одному мальчику повезло родиться сыном заботливого и удачливого родителя, а другому не посчастливилось оказаться сыном разгильдяя и неудачника. Вот оно и неравенство стартовых условий от рождения. А если запретить родителям персонально заботиться о своих детях – это будет нарушением уже родительской справедливости.

Из чего прямо следует, что абсолютная справедливость – то есть полная справедливость для всех – невозможна в принципе. Возможно искать только некий компромисс, сводящий несправедливость к минимуму – но никогда к нулю.

Итак, абсолютная справедливость недостижима. Сие утверждение и есть теорема о справедливости, которая, таким образом, нами сформулирована и доказана.

P.S. По аналогии возникает вопрос: а достижима ли абсолютная НЕсправедливость? Да, достижима. Возьмём тот же пример детей и родителей. Можно представить жёстко кастовое общество, в котором детей по рождении у родителей сразу же отбирают, а принадлежность к кастам распределяют по жребию: одному бесстрастная кость выбросила быть рабом, другому – господином. Итого и у детей от рождения абсолютное наравенство, и у родителей ни малейшей возможности хоть как-то позаботиться о своих чадах. Вот вам и абсолютная несправедливость – вуаля. Итого, абсолютная справедливость невозможна, а абсолютная несправедливость – вполне достижима. Такая характерная несимметричность порождает обоснованное подозрение, в какую сторону смещён баланс в скорбном месте нашего обитания – в сторону несправедливости, конечно. Этот мир – и правда, довольно скверное местечко, прав был старик Шопенгауэр.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments